Человеку, далёкому от сферы маркировки, в первый раз бывает сложно подобрать какой-то конкретный вид этикетки для своей цели.
Зайдя на сайт интернет-магазина или официального дистрибьютора компании маркировочной продукции, можно легко затеряться в большом видовом разнообразии маркировочных решений, не понимая до конца разницу между термопечатью и термотрансферной печатью этикеток.
Выбирать этикетку нужно, подходя к этой задаче очень ответственно.
Различия в вариациях этикеток существуют для того, чтобы каждый отдельно взятый вариант наклейки идеально подходил для условий, под которую она создавалась.
Понимание терминологии, связанной с характеристиками этикеточной продукции, позволит вам безошибочно составить представление о той этикетке, которая вам нужна для решения вашей задачи.
Начнём с того, что этикетка состоит из трёх основных частей: лицевого слоя, клея и подложки.
Лицевая стороная наклейки, которая несёт в себе текстовую, изобразительную или другого рода информацию. Напрямую связана с поверхностью этикетки такая характеристика как способ печати.
Часть этикетки, с помощью которой она надёжно закрепляется в месте приклеивания. Характеристики клеевого слоя могут подсказать вам, как долго или как крепко и при каких условиях будет держаться этикетка в том месте, куда в её наклеили.
Бумажный или полиэтиленовый слой, на котором этикетка хранится до использования с целью предотвращения скорого высыхания клеевого слоя.
ЛИЦЕВОЙ СЛОЙ
Материал — материал поверхности напрямую влияет на общее качество и характеристики готовой этикетки.
В основном этикетки делаются из синтетических материалов, но также могут изготавливаться из специальных износостойких или экологических изделий. Так, виниловая наклейка прослужит гораздо дольше чем наклейка из бумаги, но, с другой стороны, бумажная наклейка безвредна для окружающей среды.
Уточняйте свойства и особенности материала поверхности этикетки перед выбором маркировки под ваши нужды.
Исполнение — текстура основного слоя этикетки. Существует два основных вида исполнения поверхности: глянцевая и матовая.
![]() |
Глянцевый верхний слой этикетки отражает свет и блестит. Нанесенные изображения выглядят более яркими и живыми, глянцевая этикетка бросается в глаза и придаёт изделию более дорогой вид. |
![]() |
Матовый же слой скорее «приглушает» блеск. Цвета на матовой поверхности могут показаться несколько блеклыми по сравнению с глянцевой, но для этикеток такое исполнение самое популярное из-за сходства с текстурой поверхностей приклеивания. |
Ламинирование — процесс нанесения на поверхность этикетки прозрачной синтетической плёнки с помощью температурного воздействия для придания изделию дополнительных защитных свойств или оформления.
СПОСОБЫ ПЕЧАТИ
Метод печати — способ нанесения информации на поверхность этикетки. Каждый вид печати имеет свои преимущества и недостатки, и подходят для разных целей, для которых печатаются наклейки или этикетки:
- Термотрансферная печать — технология, в которой для печати используются специализированные ленты, нагреваемые в местах соприкосновения с основой запечатывающего материала. Содержащийся в них пигмент нагревается и переносится на поверхность этикетки.
Благодаря этой технологии этикетки получаются износостойкими и устойчивыми к агрессивным воздействиям, а наносимое изображение – четким и долговечным. Лучший выбор для печати на этикетках, если ваши изделия будут подвергаться внешним атмосферным воздействиям, таким как солнце, высокая влажность или осадки.
- Флексографическая печать — это печать с применением гибкой (flexiable) полимерной формы.
Мягкость и гибкость такой формы, помимо стандартной печати на жестких поверхностях, позволяют также печатать на относительно хрупких материалах, например, на картоне или синтетических плёнках. Хорошо подходит для всех видов этикетки и упаковки, но требует соответствующего оборудования.
- Термопечать – способ нанесения изображения на поверхность материала с помощью процесса нагревания печатающей головки принтера.
Изображение «выжигается» на поверхности термочувствительной бумаги. Низкая цена на расходные материалы и доступность печатного оборудования сделали этот вид печати одним из самых распространённых в розничной торговле.
Из недостатков стоит отметить низкую устойчивость материала, на котором происходит печать: термочувствительная бумага не устойчива к УФ-излучению, влаге и истиранию и поэтому этикетки, напечатанные термопечатным методом будут недолговечны.
- Цифровая печать – это знакомая всем технология прямого нанесения красок на запечатываемую поверхность без применения постоянных печатных форм.
Используется повсеместно и позволяет изготавливать малые тиражные продукции в полиграфии. Бывает лазерный способ нанесения и струйный. Основные преимущества заключаются в оперативности и осуществлению печати без формных процессов, не тратя лишнее время и давая возможность быстрой печати переменных данных.
Из-за простоты печатных процессов можно быстро делать пробные образцы, чтобы оценить итоговый результат печати. Не подходит для печати больших тиражей из-за высокой себестоимости расходных материалов.
- Офсетная печать — разновидность печати, в которой перенос краски на запечатываемую поверхность происходит через промежуточный офсетный цилиндр.
Главное преимущество этого вида печати в том, что себестоимость одной напечатанной этикетки уменьшается с увеличением тиража. Подходит для любых видов бумаги.
Недостаток этого вида печати – обязательная допечатная подготовка и приладка. Печать малых тиражей может оказаться невыгодной для заказчика как по стоимости, так и по затраченному времени.
- Горячее тиснение фольгой используется, когда на поверхности этикетки требуется «выдавить» некое изображение, не прибегая к использованию красок.
Изображение или текст получаются рельефными и придают этикетке уникальный вид. Для этого вида печати требуется создание отдельной формы (штампа), который при нагревании выдавливает на поверхности материала нужные контуры.
Этот метод печати требует больших затрат, и используется преимущественно в печати этикетках для продукции премиум-класса.
Риббон (термотрансферная красящая лента) – это особый вид расходного материала, необходимый для нанесения информации на запечатывающую поверхность с помощью термотрансферного метода печати.
Представляет собой полиэстеровую плёнку в рулоне, с одной стороны которой нанесён переносимый на этикетку с помощью температурного воздействия красящий пигмент, а с другой – защитное покрытие для печатающей головки принтера.
Бывают нескольких видов: Wax (воск), Resin (смола) и Wax/Resin.
Восковые риббоны подходят для печати ценников, ярлыков и этикеток недлительного хранения.
Ленты на основе смол используются для печати этикеток, рассчитанных на длительное использование и являются самым устойчивым видом термотрансферной печати.
Риббоны на основе воска и смол являются неким средним вариантом, рассчитанным на универсальность. Этикетки, напечатанные с помощью таких риббонов устойчивы к механическим воздействиям и истиранию, но повреждаются растворителями и другими агрессивными веществами.
КЛЕЕВОЙ СЛОЙ
В основе механизма прилипания этикетки к поверхности стоит баланс трех физических сил: адгезии, когезии и клейкости.
Вы, наверное, слышали раньше эти слова, но что они на самом деле означают?
Во-первых, важно понимать, что способность клея сцеплять этикетку с поверхностью может быть совершенно разной: существуют клеи, предназначенные для быстрого, но временного прилипания, некоторые предназначены для приклеивания на более длительный срок или даже навсегда, а другие подходят, к примеру, только для гладких поверхностей.
Свойства каждого из этих клеев являются результатом различных комбинаций клейкости, когезии и адгезии. Теперь о каждом термине подробнее.
Клейкость — представьте себе ситуацию, что у вас есть наклейка, которая должна прилипать к твердой поверхности мгновенно, без давления пальцев. Вы берете такую наклейку, слегка прикасаетесь её клеевым слоем к стене — и она сразу приклеилась. Эта мгновенная связь между стеной и клем известна как клейкость.
Она легко распознаётся, когда клейкий слой кажется «липким и мягким» на ощупь, и используется, когда требуется моментальное сцепление, и это особенно полезно на шероховатых поверхностях, где поверхностный контакт с этикеткой меньше.
Клейкость даёт вам мгновенное сцепление, но она не оставит надолго вашу этикетку там, куда вы её приклеили.
При высоком значении клейкости клеевого слоя вы сможете отклеивать и приклеивать наклейку много раз без особых усилий.
Адгезия — сохранение ленты в том месте, куда вы её приклеили.
Вернёмся к нашей приклееной к стене этикетке. По прошествии некоторого времени оказалось, что она отклеилась. Не такого результата можно было ожидать от этикетки, которая так легко сцепилась с поверхностью стены, не так ли?
Если вы хотите более долговечную и прочную связь, вам нужна адгезия — так называется связь между клейким слоем и слоем, к которому осуществляется приклеивание.
Этикетка с высоким показателем адгезии будет долго держаться в том месте, куда вы её поместили и отклеить её будет не так просто. При прочной связи требуется большее давление для удаления, что делает ленты с высокой адгезией непригодными для наклеивания на тонкие хрупкие поверхности.
Когезия — сцепление внутри однородного материала, прочность клеевого шва. Иными словами — прочность самого клея.
Это сила, которая делает этикетку особенно прочной, жесткой и стабильной, когда она прилипает к поверхности. Такую этикетку будет сложно не только отклеить, но и разорвать.
Этикетки с усиленным адгезивом – пример сочетания этих трёх показателей в одном клеевом слое.
ПОДЛОЖКА
Подложка — материал-носитель для готовых к печати этикеток. Важная составная часть запечатываемого материала, поскольку тип подложки напрямую влияет на возможности и качество печати на поверхности этикетки.
Бывает полиэтиленовая (прозрачная и непрозрачная), и бумажная (обычная и каландрированная)
Бумажная подложка обычно покрывается тонким слоем силикона для легкого снятия наклейки с её поверхности и лучше всего подходит для офсетной или цифровой печати из-за особенностей бумаги.
Полиэтиленовая подложка хорошо переносит нагревание, влажность и механические воздействия, не деформируется при натяжении и совместима с любым видом материала, клея и печати. Не рвётся при печати. Подходит для полной вторичной переработки. Дороже, чем бумажная подложка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вы узнали об основных терминах, связанных с этикеточной продукцией. Это основы, которые помогут вам лучше ориентироваться при выборе этикеток для своих изделий и в следующий раз, когда вам попадется техническое описание матовой полиэстеровой этикетки с усиленным адгезивом, вы будете подготовлены!
Выбрать и купить этикетки вы также можете на нашем сайте unimark.by.